CrazyReality: Любовь в Доме2 фальсифицирована и нелегитимна !

Объявление

Информация о пользователе

Привет, Гость! Войдите или зарегистрируйтесь.



Воронеж

Сообщений 21 страница 40 из 255

21

г. Воронеж. Памятник Жертвам белого террора.

http://s53.radikal.ru/i139/1009/91/aca1fedbe308.jpg

Этот памятник расположен в небольшом скверике, слева от здания областной Никитинской библиотеки. Раньше это место носило название "площадь Круглых рядов". Памятник установлен на братской могиле казненных коммунистов. В 1919 году военные отряды под предводительством К. К. Мамонтова, захватившие Воронеж, устроили на площади Круглых рядов публичную казнь партийных деятелей города. В результате были повешены пять человек, среди них комендант города и комиссар, ведающий железными дорогами.

Ровно через год после казни, на могиле был открыт памятник Жертвам белого террора. Но этот памятник не простоял долго, поэтому в 1929 году воронежский архитектор А. И. Попов-Шаман подготовил проект нового памятника, который до сих пор стоит на могиле. Памятник представляет собой гранитный куб с чашей наверху. Чаша установлена на опорах. На передней части памятника располагается маленький фонтан.

http://i064.radikal.ru/1009/92/c3dce0b93ff2t.jpg

+1

22

belle написал(а):

vavilon, специально хотела это фото показать тебе :

Спасибо, Бэллочка!!))  http://savepic.ru/1756668.gif   http://savepic.ru/1725947.gif

0

23

г. Воронеж, ул. Алексеевского, д. 12

"Неподалеку от Покровского собора, на улице Алексеевского, 12, есть здание, с фасада которого смотрит на улицу каменная сова. Хочется в законный брак? Вперед! Берем любимую (любимого), ведем к этому домику, ищем сову и некоторое время ее рассматриваем совместно. Замечено, что усилия непременно вознаграждаются свадьбой в ближайшее время."

Дом потстроен в 1913 году по проекту арх. М. Н. Замятнина. Один этаж до 1918 года занимала семья архитектора, 2 других сдавались внаем. После революции в доме размещались губкомы партии и комсомола; с его балкона выступали политические лидеры. Во время ВОВ здание пострадало. Восстановлено в 1952 году по проекту архитектора Л. В. Мордуховича, как жилой дом. В настоящее время дом отреставрирован Воронежской специальной научно-реставрационной производственной мастерской, руководитель проекта Т. М. Синегуб.
Улица названа в честь революционера, председателя Воронежской губернской ЧК, заместителя председателя губисполкома Алексеевского Николая Евгеньевича (1900- 1920), погибшего в бою с белыми.

http://s47.radikal.ru/i117/1009/18/0024dad3d33e.jpg

http://s45.radikal.ru/i108/1009/3f/dedb2b6827fdt.jpg

Типологически здание относится к небольшим доходным домам начала XX в. Выразительный главный фасад характерен для стиля модерн, его отличает оригинальный тщательно проработанный декор.

Трехэтажный объем в плане близок прямоугольнику с чуть скошенной боковой стеной и выступом лестничной клетки со двора. На симметричном главном фасаде широкая средняя часть акцентирована тремя балконами и массивным карнизом большого выноса на кронштейнах. В боковых частях окна во втором этаже сдвоены (объединены пилястрой), в третьем - строены (более широкое среднее окно заключено в пилястровый портик).

http://s55.radikal.ru/i147/1009/0d/6b2886c97d07t.jpg http://s004.radikal.ru/i207/1009/5b/adaaed9850cet.jpg   http://s002.radikal.ru/i200/1009/fe/1621488c7872t.jpg

Очень красив лепной декор растительных мотивов, помещенный в нишах под окнами верхнего этажа, под карнизом в боковых аттиках, на ограждении балконов.

http://s45.radikal.ru/i110/1009/dd/02b6cdbdbef2t.jpg

http://s59.radikal.ru/i165/1009/b3/e5689a16c638t.jpg  http://s44.radikal.ru/i104/1009/2f/e2aea3e77bedt.jpg

http://i078.radikal.ru/1009/e3/d4f86a732364t.jpg

http://s59.radikal.ru/i163/1009/25/333907536db8t.jpg http://s48.radikal.ru/i120/1009/04/f234eab054d1t.jpg

http://s06.radikal.ru/i179/1009/f1/b2d42672a33ct.jpg

http://s002.radikal.ru/i199/1009/a8/1ccd4084859et.jpg

В боковых аттиках он дополнен мужской и женской фигурами (барельеф) в античных одеждах.

http://s44.radikal.ru/i104/1009/23/c84f8e6ca787t.jpg  http://s48.radikal.ru/i119/1009/59/7d070f7b5ea7t.jpg

http://s45.radikal.ru/i107/1009/c8/78eafffcd09c.jpg

http://s53.radikal.ru/i140/1009/81/e9d2320bcb24t.jpg

Под балконом второго этажа помещен самый необычный элемент декора - большая скульптура совы (символ семейного благополучия) на еловой ветке. Лицевые грани балконов декорированы гербовыми щитами.

http://s40.radikal.ru/i090/1009/6e/21fcf2528e40t.jpg

http://s44.radikal.ru/i104/1009/d9/414c8586ce94t.jpg

(Анонимно)
2009-07-24 07:54

Сегодня гуляла с подругой мимо Дома с Совой.
Не была в этом месте Воронежа 2 года - и была весьма приятно удивлена, что дом отремонтировали.

Случайно разговорились с жильцом дома. Дядечка живет там с послевоенных лет - "50 лет". Так вот: его мама была знакома со второй женой Замятнина (первая-то после революции во Францию сбежала). Мама бывала в этом доме, и сыну рассказывала об обстановке, богатой и интересной. Распросите его, он живет на третьем этаже в квартире с деревянными(!) окнами - они только в одной квартире, его стараниями хотя бы в одной. Человек он неравнодушный. Найдете, передайте привет от "двух неравнодушных жительниц Воронежа".

Нам он успел рассказать, что в доме было отопление "как во дворцах", а радиаторов не было. Была "черная" в четыре пролета не этаж лестница. Витражи, статуи и вазы с цветами в нишах. Через южные окна (которые не сохранились, заложены) она подсвечивалась и свет сквозь витражи (нет и их теперь) проникал и на другую лестницу, ту, что сейчас используется.

Сам Архитектор после революции добровольно отдал дом городу и перешел жить в другой, поменьше (дом стоял в районе ТЮЗа).

Рассказал еще много чего, но лучше расспросите его сами.
И обязательно напишите о нем!

+1

24

г. Воронеж, проспект Революции, 43

http://s54.radikal.ru/i143/1009/65/55a717ebd224.jpg

Еще одно здание в стиле модерн.

http://s006.radikal.ru/i213/1009/a8/3889dcc70964t.jpg  http://s006.radikal.ru/i215/1009/8e/1880cb3fc240t.jpg

Одно из лучших сооружений эпохи модерна в Воронеже, отель "Бристоль" открылся в конце 1910 года. Здание обращает на себя внимание чистотой стиля. Балконные решетки сплетаются в кружевной узор. Оконные и дверные переплеты радуют грациозностью линий.

   В первой XIX века на месте этого и смежного большого здания находилась просторная усадьба купцов Синицыных с двухэтажным кирпичным особняком. В начале прошлого столетия часть этой территории приобрели энергичные предприниматели М. Н. Литвинов и А. Г. Просвиркин. Недолго ломали они голову, как выгодней использовать землю. Гостиниц в Воронеже не хватало, и были они в основном маловместительными. А что, ежели воздвигнуть четырехэтажную громадину с рестораном и магазинами внизу?

http://s58.radikal.ru/i162/1009/d4/794a82146e7at.jpg

"ДоБристолевская" открытка.
Место постройки Бристоля

   В 1909 году инженер Михаил Фурманов выполнил по заказу фирмы "Литвинов и Просвиркин" проект и дело пошло. Появились железобетонные плиты для перекрытий, завезли цемент и природный камень для ресторанных окон-витрин - особые прочные стекла. Архитектор предусмотрел все новинки современной строительной индустрии. Кажется, впервые в Воронеже был оборудован пассажирско-грузовой лифт, и любопытствующие граждане специально приходили посмотреть, как ходят "рыскала". Красавец-дом превосходно вписался в перспективу Большой Дворянской.

http://s002.radikal.ru/i199/1009/41/83fc6133c4e0t.jpg

    Судьба совладельцев отеля сложилась невесело. Сначала мировая война, потом две революции - состоятельных и беззаботных клиентов было мало. После 1917 года здание, естественно, попало под действие декрета о национализации крупной недвижимости. А потом началась еще одна война - братоубийственная, и наш четырехэтажный "герой" оказался в ее жуткой гуще.

   К осени 1919 года казачьи части генерала К. К. Мамонтова, вторгшись в тылы Красной армии, подошли к губернскому центру. Штаб Воронежского особо укрепленного района во главе с К. С. Еремеевым заседал как раз в "Бристоле". Об этом напоминает сегодня прохожим мрачноватая чугунная доска, вмонтированная в стену. Она появилась к 20-летию описываемых событий, то есть в 1939 году.

     Комендатура и штаб генерала А. И. Шкуро тоже выбрали для себя "Бристоль". Сюда приводили арестованных, здесь обдумывались акции устрашения. Политика, увы, была густо замешана на крови.

    "Бристоль" нередко фигурирует в различных полудокументальных произведениях, освещающих эту горькую страницу воронежского прошлого. Особенно любят авторы живоописать о том, как Олеко Дундич вручил для Шкуро пакет от Буденного с солеными словами.

      Белые продержались в городе меньше месяца. Конный корпус С. М. Буденного его отбил. Вместе со шкуровцами на юг ушла значительная часть губернской интеллигенции.

      В 1920-е годы в бывшем отеле разместилось управление Юго-Восточных Советских железных дорог. Но даже такого массивного строения не хватало, и в начале 1930-х годов напротив Петровского сквера у управления Ю-В ж. д. появилось собственное здание, самое большое тогда в Воронеже. А "Бристоль" вновь обрел статус гостиницы. Вернулись на место шикарные трюмо и высокие металлические кровати.

http://s005.radikal.ru/i209/1009/ad/3a3862e77b2ft.jpg

В роковом 1941 году "Бристоль" приютил некоторых писателей, журналистов, издательских работников, которые вместе с политуправлением Юго-Западного фронта откатились сюда с Украины. На втором или третьем этаже жил популярный по тем временам поэт Александр Безыменский. В его номере часто собирались коллеги-писатели из редакции газеты "Красная армия". В надежных подвалах "Бристоля" литераторы спасались от бомбежек.

http://s004.radikal.ru/i207/1009/2f/f38eec5c2ce4.jpg

"Бойцы Н-ской части проходят по улице освобожденного города Воронежа."

Автор съемки Великжанин Л.
Дата съемки: 1943 г.

После разрушительной Великой Отечественной войны второе рождение здание обрело благодаря воронежскому архитектору Герману Здебчинскому. Этому человеку и его единомышленникам удалось восстановить более трехсот памятников историко-культурного наследия Воронежа, и здание "Бристоля" в том числе. Кстати, реконструкцию фасада бывшей гостиницы в подлинном виде Герману Владимировичу пришлось отстаивать. Дело в том, что академик из самой Москвы Л. В. Руднев расценил его как "антихудожественное" проявление "разнузданного характера упаднической эпохи". И если бы не принципиальность воронежского архитектора и не удачное стечение обстоятельств (на глобальную переделку не хватило средств), мы бы судили о том, как выглядело легендарное здание до революции, только по старым фотографиям.

В 1952 году вместо "старорежимного" названия "Бристоль" восстановленная гостиница получила новое, без изысков – "Центральная".

http://s004.radikal.ru/i208/1009/70/b9ef1c6e7d53t.jpg

http://s52.radikal.ru/i137/1009/a1/72c6cfb1601bt.jpg 1976 г.

Прежнее имя гостиница вернула в 1994 году, а спустя два года началась вторая реставрация памятника архитектуры.  В наши дни в "Бристоле" размещаются офисы различных коммерческих фирм.

http://s53.radikal.ru/i141/1009/ed/f6b43f905a78t.jpg

0

25

г. Воронеж, ул. П. Алексеева (мое лирическое отступление)

Увидев эту фотографию (в жж tan_go)

http://s50.radikal.ru/i129/1009/c1/34e4a39ce13a.jpg

то ли из-за ассоциации с лестницами Монмартра (часто снимаемыми в мелодрамах)

http://s004.radikal.ru/i208/1009/a1/b0104d55838ct.jpg http://s54.radikal.ru/i146/1009/b3/12fd14cb898at.jpg

то ли с этим отрывком фильма "Асса"

[youtube]http://www.youtube.com/watch?v=Us4DnlB9xeU[/youtube]

Под Небом Голубым Есть Город Золотой...

мне это место показалось романтичным.

+1

26

г. Воронеж. Адмиралтейская площадь.

Адмиралтейская площадь - тоже один из символов города. Тут во времена Петра I находилось и адмиралтейство, и его домик, и судоверфь неподалеку и отсюда он уводил корабли на штурм Азова!

http://s04.radikal.ru/i177/1009/66/ead45e764f14t.jpg

Эта мемориальная площадь торжественно открыта 7 сентября 1996 года, в День города, когда Воронеж праздновал 300-летие российского военного флота. Она расположена на Петровской набережной, возле Успенской церкви. Оформление площади выполнено по проекту, разработанному архитектором А. И. Ан в творческой мастерской главного художника города A. M. Яновского.

http://i054.radikal.ru/1009/55/256cf62cc158t.jpg 

В Воронеже два Успенских храма. Один (правобережный) находится на Адмиралтейской площади. Тут Петр I корабли начинал строить, а монахи из-за шума перебрались на левый берег тогда еще реки Воронеж (сейчас - Воронежское водохранилище). Второй находится на территории Воронежской духовной семинарии.

Успенский Адмиралтейский храм - старейшая сохранившаяся церковь Воронежа. Полное название церкви - Успения Пресвятой Богородицы и Приснодевы Марии. Успенский Адмиралтейский храм является памятником архитектуры XVII века. Он перестраивался и изменялся несколько раз, поэтому в архитектуре его смешались разные стили.

http://s51.radikal.ru/i134/1009/84/b5ace03e73c7t.jpg 

Предполагается, что закладка храма произошла в первое десятилетие основания крепости Воронеж. Так, в грамоте от 5 августа 1594 года, посланной царем Федором Ивановичем воеводе Ивану Кобякову, говорилось об отъезде строителя Александра в Воронеж. "В храм к Успенью" с приделом Феодора Стратилата Александр вез иконы, колокола, богослужебные книги из Москвы, приобретенные специально "на Воронеж". В той же царской грамоте говорилось: "Как строитель образы и книги и колокола привезет и ты б строителю Олександру велел образы и книги и колокола у Успенья Пречистой Богородицы поставить и монастырь ему велел строить". Исследователи истории храма предполагают, что Успенский храм существовал как приходской, без монастыря. Сам монастырь был построен около 1600 года поставлением царя Бориса Годунова и был включен в состав Успенского храма.

Успенская церковь перестроена в каменную сразу после 1703 г. В таком случае, кстати, становится понятнее ее пятиглавие: в начале XVIII в. она действительно приобрела статус главного воронежского храма. Так или, иначе - Успенская церковь является древнейшим каменным сооружением в городе и уступает пальму первенства лишь церкви Алексиево-Акатова монастыря, возведенной в 1674 г.
В архитектуре Успенской церкви специалисты (Н. Валукинокий, Г. Лукомский, Ю. Успенский) отмечали влияние средневекового зодчества Руси, оно отчетливо проявляется в высоком квадратном нефе, увенчанном пятью главами (высота 13,1 м). Это и есть самая старая часть церкви, ибо прямоугольной трапезной, выдержанной в духе классицизма и трехярусной колокольни (высота 21,4 м) в их сегодняшнем виде тогда не было.

http://i057.radikal.ru/1009/98/6f0071090258t.jpg

Не только старинной архитектурой привлекает внимание Успенская церковь. Дело еще и в том, что это единственный сохранившийся памятник, связанный с кораблестроением в Воронеже в конце XVII - начале XVIII в. Петр I, впервые приехавший в Воронеж в феврале 1696 г., нашел здесь наиболее удобное место для создания флота. В короткий срок близ Успенского монастыря выросла Немецкая слобода, на острове было возведено адмиралтейство, включавшее в себя цитадель (крепость), каменный цейхгауз и "парусный двор". Поблизости построили дворец царя, дома его сподвижников А. Меншикова, Ф. Апраксина, Ф. Головина, Н. Зотова. По обе стороны монастыря тянулась верфь. После богослужения в Успенской церкви 2 апреля 1696 г. на воду спустили первый корабль - галеру "Принципиум", чуть позже - многопушечный корабль "Апостол Петр". Построенный в Воронеже флот дал возможность русской армии 19 июля 1696 г. взять турецкую крепость Азов. Россия тем самым получила выход к Азовскому и Черному морям.
Строительство флота продолжилось с удвоенной энергией. В 1700 г. по чертежам самого царя был построен корабль "Предестинация", в 1703 г. - "Разженое железо", "Святой Георгий", "Святая Наталия". В 1704 г. на рейде против города стояли многопушечные галеасы "Дельфин", "Вингельгак", "Воронеж", на стапелях строилась "Ластка", на берег вытащены "Старый Орел", "Спящий Лев", "Самсон", "Шпага".

http://s51.radikal.ru/i134/1009/b0/655d4e627686t.jpg

В память о строительстве флота на площади установлена ростральная колонна.

http://s005.radikal.ru/i210/1009/c4/1e709b29b693t.jpg 

Фото сделано с Адмиралтейской площади. Ресторан проплывает мимо Петровского острова, где при Петре I располагался цейхгауз. Был разрушен во время Великой Отечественной войны.

http://s005.radikal.ru/i211/1009/32/699df0b49dc5t.jpg

Зимой на площади заливают каток.

http://s003.radikal.ru/i201/1009/ad/f325bc29637ft.jpg 

Площадь очень большая, на День города, День Победы и другие праздники здесь проходят концерты российских и зарубежных артистов.

http://s51.radikal.ru/i131/1009/28/d1882de4f870t.jpg

http://i078.radikal.ru/1009/0f/7b9220f6b761t.jpg

Молодежь любит это место, салют хорошо наблюдать с этой площади.

http://s53.radikal.ru/i141/1009/03/44690c76ff16t.jpg

http://s48.radikal.ru/i121/1009/17/c3c86472d61bt.jpg

Отредактировано belle (2010-09-25 05:40:45)

0

27

г. Воронеж. Каменный мост.

Мост является визитной карточкой города - его рисуют на открытках, коробках с конфетами.

http://s48.radikal.ru/i121/1009/77/be60468d7f6ct.jpg

http://s006.radikal.ru/i213/1009/ae/914dfb03f8a0t.jpg

Это единственный в Воронеже каменный мост, остальные железобетонные. И под ним нет водного объекта.

Во времена строительства Азовского флота при Петре Великом здесь проходил поток грузов на верфи и от этого образовался целый овраг, через который впоследствии построили мост.

Каменный мост был построен в августе-сентябре 1826 года по проекту городского архитектора И. А. Блицина при губернаторе Н. И. Кривцове. Длина моста не превышает 10 метров, под ним крутой спуск к набережной.

http://s001.radikal.ru/i194/1009/d1/e5389fc8b960.jpg

Каменный мост является одним из немногих памятников старины, сохранившихся во время Великой Отечественной Войны.

http://s005.radikal.ru/i209/1009/d8/9f327dda1fc4.jpg

Свернутый текст

Вид на Воскресенскую церковь

http://s57.radikal.ru/i158/1009/d8/96768bb59152.jpg

Для большинства воронежцев Каменный мост – свадебный талисман.

По легенде, выпускницы, находившегося рядом Александринского приюта, находили здесь своих суженых. Девушки благородного происхождения, оставшиеся волею судьбы без родителей, находились на попечении государства до совершеннолетия. В день выпуска на мосту собирались молодые люди и ждали, пока возлюбленные выйдут к ним. Если молодой человек нравился девушке, она приводила его в приют, где получала благословение на брак. Приданое ей обеспечивал город.

http://s61.radikal.ru/i171/1009/71/0b0c6d410892.jpg

Сегодня каждый уважающий себя жених обязан перенести суженую через этот мост.

http://s005.radikal.ru/i212/1009/6b/0c50a45401b8.jpg

http://s40.radikal.ru/i088/1009/ea/98e597b6d110t.jpg

+1

28

г. Воронеж. Воскресенская церковь.

http://i056.radikal.ru/1009/b4/8f192a2192e8.jpg

Воскресенская церковь в Воронеже построена на месте более древней, носившей иное название. В XVII веке примерно у нынешнего Каменного моста по линии улицы Орджоникидзе (прежде Воскресенская) заканчивался город. За его стенами находилась Ямская слобода. Здесь жили ямщики, перевозившие государеву почту. Их насчитывалось несколько десятков человек. В Ямской слободе существовала деревянная церковь во имя святых Космы и Дамиана.

Деревянная Космодемьянская церковь, стоявшая "на взгорье", сгорела в пожаре 1748 года. Прихожане начали строительство нового деревянного здания, но имя церкви изменили и нарекли ее Воскресенской. К 1752 году работы были завершены, правда, к этому времени верующие возжелали обезопасить себя от огненной стихии и построить каменные хоромы. Деревянную церковь продали на своз в село Березовое Воронежского уезда.

Каменный храм строили прочно, на века. Он был двухэтажным: нижняя церковь отапливалась, в верхней служили только в летнюю пору. Используя современную терминологию, можно сказать, что духовный очаг вводили в строй поэтапно. 29 ноября 1761 года освятили придел в честь Рождества честного и славного Пророка Предтечи и Крестителя Господня Иоанна, устроенный в первом этаже. Вся нижняя церковь во имя Казанской иконы Божией Матери стала действовать с 1765 года. Верхний холодный этаж в честь Воскресения Христова завершен был в 1768 году.

Пять лет спустя крупный пожар уничтожил обширную часть Воронежа, но Воскресенской церкви он не коснулся.

В конце XVIII века Воскресенская церковь фактически оказалась в центре города. Храмы здесь расположены весьма близко друг к другу, но у каждого был свой круг верующих. На Воскресенской улице обитали дворяне, чиновники, купцы. В 1826 году через Богословскую улицу перебросили первый в городе каменный арочный мостик (см. сообщение 27); церковь обрела теперь устойчивый ориентир в своей топографии.

До революции облик церкви изменениям не подвергался, только в 1882 году в нижнем Казанском храме обновили иконостас.

В начале 1930-х годов Воскресенская церковь была закрыта. Здание передали под склад предприятиям легкой промышленности. В годы военного лихолетья немцы заняли колокольню под наблюдательный пункт. Советская артиллерия с левого берега разрушила ее до первого яруса, заодно сгорела кровля купола, от взрывов пострадала кирпичная кладка. К осени 1944 года склад Легпрома вновь обосновался в нижнем этаже, верхний числился сгоревшим.

Так выглядела Воскресенская церковь

http://s60.radikal.ru/i170/1009/d2/7b414b6a9be8.jpg

"Ростекстильторг" занимал Воскресенскую церковь до недавнего времени. В конце 1993 года областная администрация решила возвратить храм верующим. Склад постепенно освободил помещение.

Второе рождение церкви состоялось 24 июня 1994 года. Появился замечательный иконостас и в нижнем, и в верхнем этажах. Нижний храм в честь Казанской иконы Божией Матери служит повседневно, верхний, в честь Воскресения - по воскресным и праздничным дням.

В апреле 2002 года полностью завершилось возведение колокольни (проект выполнил архитектор А. Г. Федорец, работы вела строительная бригада Игоря Бурова), а крест на шпиль колокольни водружен еще 1 ноября 2001 года.

+ 6 фото

Свернутый текст

Вид от Каменного моста

http://s004.radikal.ru/i205/1009/ca/27658acd3b43.jpg

http://s46.radikal.ru/i111/1009/96/baaa4e0aee65.jpg

http://i078.radikal.ru/1009/16/23f85e1806ea.jpg

http://s54.radikal.ru/i146/1009/ab/d0ae00dd0c21t.jpg

Иконостас верхнего придела Воскресенской церкви

http://s006.radikal.ru/i214/1009/ed/cf1ef2c8cb33t.jpg

Иконостас нижнего придела Воскресенской церкви

http://i080.radikal.ru/1009/79/d7f5899a80a9t.jpg

Отредактировано belle (2010-09-30 23:46:32)

0

29

Официальный блог губернатора
                Воронежской области Алексея Гордеева

Судьба дома Гарденина

08 июня 2010

Несколько слов хотел бы сказать о своем впечатлении от посещения дома Гарденина. Знатокам истории родного края не надо говорить, кто это такой. Для остальных поясню. 

Потап Никитич Гарденин — владелец суконной мануфактуры, один из богатейших людей Воронежа. С 1744 по 1746 годы состоял в должности главы воронежского губернского магистрата. Упомянутый дом он построил в 1735 году. Воронежские историки считают это здание первым в городе каменным жилым строением. Потомки Гарденина владели домом до 1820 года, затем продали его городу. Долгое время в здании располагались различные учреждения: больница, воспитательный дом, богадельня, дом инвалидов. Сегодня же он находится в удручающем состоянии. С ним явно надо что-то делать: либо реставрировать, либо сносить и отдавать территорию под новую застройку. Я хотел бы посоветоваться с вами, уважаемые воронежцы, что же лучше в этой ситуации предпринять?

Проблема сохранения исторического наследия нашего края, по моему убеждению, на сегодняшний день является особенно острой. На днях мы обсуждали на заседании правительства области ход реставрации Каменного моста. Мы выделяем деньги на то, чтобы этот замечательный уголок города сделать еще краше. Провели конкурс на лучший проект реконструкции – в нем победил известный воронежский архитектор Станислав Сорокин. Его идея заключается в том, чтобы рядом с нынешним каменным мостом построить специально для молодоженов архитектурный комплекс, включающий смотровую площадку, а от нее - перекидной мост к ротонде с беседкой для новобрачных. Возможно, так мы уведем сюда свадьбы и сделаем это видовое место чище. Кстати говоря, хотел бы спросить, откуда взялась эта «традиция» - разбивать о мост шампанское, вешать на перила моста замки? Битое стекло и ржавое железо, мягко говоря, мало способствует украшению этого примечательного места?

http://s57.radikal.ru/i158/1009/f8/2e86dce14268.jpg

http://s003.radikal.ru/i201/1009/58/bd7f13a5b0c8t.jpg

http://s61.radikal.ru/i172/1009/0d/9ea11900a65ft.jpg 

http://s57.radikal.ru/i158/1009/fb/75c3aa67141at.jpg

Может быть, у кого-то есть идеи относительно того, какие еще архитектурные изюминки сюда добавить. Жду ваших комментариев.

Алексей Гордеев.


оригинал сообщения и обсуждение здесь http://blog.govvrn.ru/blog/499/

Отредактировано belle (2010-09-29 04:14:13)

+1

30

г. Воронеж. Парк Авиастроителей.

http://i076.radikal.ru/1009/10/ae3bfb4b5096.jpg

0

31

В дополнение к фотографиям памятника И. С. Никитину в сообщении 6 размещаю недавно добавленное на Ютубе видео открытия памятника

[youtube]http://www.youtube.com/watch?v=rQILyu_ZNpo[/youtube]

Открытие памятника поэту Никитину в Воронеже в 1911 году

0

32

ул. Кардашова, д. 1 (у входа в магазин меха "Леопард")

http://i074.radikal.ru/1010/6f/313cd6fa3a85.jpg

http://s05.radikal.ru/i178/1010/08/be21987e3b57t.jpg

0

33

Роспись фасада дома 8 по улице Кирова

http://s001.radikal.ru/i193/1206/ce/3e29a341ce32.jpg

Елена (el-gribk)

Самое интересное, что не могли найти авторов и исполнителей, а также тех, кто финансировал этот проект... Причуда какого-то эксцентричного миллионера... Автор проекта дома требовал смыть, чтобы не нарушали его авторские прав....

majorovayul

А где найти такого эксцентричного миллионера? У меня для него пара домов есть)))) Эти дома мне своей серостью глаза мозолят. Сама бы разукоасила, да денег нет, а главное таланта.

Отредактировано belle (2012-06-07 04:20:03)

0

34

Парк Авиастроителей.

Эти временные цветочные скульптуры я бы назвала "Сезон чудес".

http://s47.radikal.ru/i115/1010/3e/3674d34a9b3c.jpg

http://s42.radikal.ru/i095/1010/fc/37f5bc1655d1.jpg

0

35

ул. Кропоткина, д. 10 (рядом со стоматологической клиникой)

http://i056.radikal.ru/1010/6d/08fe6652bff1.jpg

Наверное, с намеком (как в сказке "Курочка Ряба"), что свои зубы лучше золотых)

0

36

Первый удар немецко-фашистских захватчиков грянул в самое дорогое. Несколько "юнкерсов" прорвались к городу и сбросили бомбы. Больше всего пострадал сад пионеров на проспекте Революции. Погибло более 300 детей.

Самая первая бомба была сброшена на Воронеж в октябре 1941 года. Но она упала на территории авиазавода, и никто из мирных граждан тогда не пострадал. Поэтому первой бомбой, поразившей город, считается та, что упала на городской сад пионеров 13 июня 1942 года.

В субботу 13 июня 1942 года в Саду Пионеров как всегда собралась детвора.

Рассказы очевидцев.

Полина Осиповна Исаева: "Это произошло внезапно. Я окучивала у себя в палисадние картошку. Вдруг...какой-то гул на меня валится. Меня сбило с ног. Когда вскочила, вижу в Саду пионеров пожар. Я кликнула свое санитарное звено, и мы бегом через первые ворота туда. Сумки с медикаментами всегда были наготове. По саду будто прошел ураган: деревья вырваны, земля разворочена и везде, куда ни глянь, - детские тела. Одни чистые, целые, а другие - песком, грязью,глиной засыпаны. Не то ребенок, не то комок земли. Кто жив остался, того оглушило взрывной волной. В первые мгновения никто не двигался, не плакал, а потом все бросились кто куда. Крики, стоны... Навстречу бежит девочка лет 12-ти. Я ее узнала, она с нашей Алексеевской улицы. Смотрю, бежит и почему-то прямо на глазах синеет. Я ее подхватила, а у нее весь бок вырван. Так и умерла у меня на руках..."

Анатолий Анатольевич Костюков: "Бомба упала после обеда в разгар праздника. Помню жуткий рев, грохот, удар. Меня отбросило взрывной волной, швырнуло спиной на землю, контузило. С трудом открываю глаза и не могу понять, где я. Это наяву или в страшном сне? Напротив, на ветке дерева - окровавленная девичья голова с длинной косой. Эта коса мерно покачивается из стороны в сторону, как маятник, отсчитывая минуты после трагедии. Под деревом какая-то заплаканная женщина обхватила руками, прижала к себе девочку и пытается ее тащить. И вдруг все платье этой женщины спереди становится красным от крови. "Она, видимо, ранена, - проносится у меня в голове. - Почему же она не падает?". И тут эта женщина, обессилев, разжимает руки, опускает безжизненное тело ребенка на землю. И я вижу, что у девочки половины туловища нет и все внутренности наружу. Кругом крики, стоны. По саду разбросаны оторванные руки, ноги... Чуть позже я узнал, что на месте разорвало моего школьного друга Кольку".

Анна Ивановна Сидорова: "Я брала воду в колонке, а рядом, через решетку - Сад Пионеров. Слышу летит самолет. Начали бить зенитки, и сразу - взрыв. Меня взрывной волной отшвырнуло на землю. Все это мгновенно. Над пионерским садом встал огромный черный столб. Когда мы с соседками прибежали в сад, меня поразило, что убитые и раненые дети были не в одном месте, а повсюду. Живые забились под кусты, в павильоны, испуганные, с помертвевшими лицами. Мне стало плохо, на один момент я растерялась, но поняла - надо действовать быстро. Возле бассейна сидела девочка лет 9-ти. Глаза застекленели, как будто без памяти. Дала ей нашатырный спирт, вижу - на руке рваная рана. Девочка очнулась и заплакала. Рядом стоял мальчик, раненый в кисть руки. Я сорвала со своей головы платок и наложила жгут. Нам дали указание носить в машину убитых детей. Были тут две девочки с нашего двора. Они как бежали по дорожке, взявшись за руки, так их и настигла смерть..."

http://s002.radikal.ru/i200/1010/f6/2c7dd8cf38da.jpg

Самого сада уже нет. Но 13 июня 1992 года состоялось открытие памятного знака – бронзовой доски со словами: "13 июня 1942 года в бывшем городском саду пионеров от бомб, сброшенных фашистами, погибло более 300 детей". Слева от текста скульптор А. В. Мельниченко поместил на доске барельеф погибшей птицы с откинутым в сторону крылом.

http://s57.radikal.ru/i155/1010/0b/09c5eb9c2267.jpg

0

37

Памятник генералу Лизюкову

Александр Ильич Лизюков родился 26 марта 1900 года. Герой Советского Союза, генерал-майор, командующий 5-ой танковой армией. Погиб в сражении под Воронежем 25 июля 1942 года.

http://s43.radikal.ru/i101/1010/c0/6b638cfb503et.jpg

Лизюков (в центре) незадолго до гибели.

До недавнего времени точное место захоронения героя не было известно. Только через 66 лет в 2008 г. воронежские поисковики в ходе экспедиции "Подвиг генерала" смогли его найти. Здесь, недалеко от села Лебяжье, где командарм принял бой с немецкими артиллерийскими орудиями, поисковики обнаружили части танка КВ, гильзы, боеприпасы.

http://s44.radikal.ru/i104/1010/f6/39990261cd98.jpg

На развилке дороги Большеверейского и Павловского сельских поселений Рамонского района Воронежской области 23 июля 2008 г. установили Памятный знак. 23 июля 1942 года здесь погиб командир 5-й танковой армии, участвовавшей в боях на Воронежском направлении, генерал-майор Александр Лизюков.

За 66 лет поисков обстоятельства гибели генерала Лизюкова обросли многочисленными легендами и предположениями. Но воронежские поисковики руководствовались письмом танкиста-очевидца событий. В нем и было указано место захоронения тел погибших в бою командарма и семерых солдат, имена которых до сих пор неизвестны.

- Указанные в записях координаты захоронения у села Лебяжье Рамонского района совпали с местом, где мы нашли останки восьмерых человек, - рассказал Михаил Сегодин, председатель правления поискового объединения "Дон". - В годы войны могила командарма тщательно скрывалась, и многие десятилетия была неизвестна даже местным жителям.

Подлинность найденных останков подтвердили воронежские криминалисты - их экспертиза показала, что кости черепа абсолютно совпали с прижизненной фотографией Лизюкова. Согласились с выводами экспертов и родные героя.

Генерала Лизюкова и семерых неизвестных солдат перезахоронили в Воронеже 7 мая 2009 года.

В четверг, 7 мая, церемония началась с отпевания легендарного командарма Лизюкова и семи неизвестных воинов у храма Иконы Божьей матери "Взыскание погибших" на Московском проспекте. Затем траурная процессия проследовала к месту захоронения - памятнику Славы. Проститься с генералом приехали его родственники из белорусского города Гомеля - муж племянницы и родной внук Александра Лизюкова. Они благодарно приняли предложение похоронить его прах на воронежской земле, в бою за которую он отдал свою жизнь.

- Сегодня командарм Лизюков и его боевые товарищи вернулись из своего последнего боя, чтобы проститься с нами, вернулись победителями, - сказал Иван Афанасьев, внук генерала.- О том, что под Воронежем нашли останки Александра Ильича, мы узнали из телевизионных новостей и были потрясены этой вестью. Ведь всю свою жизнь моя мать и другие родственники искали могилу генерала. Этот год мы жили только одной целью - достойно похоронить его останки. И мы благодарны воронежцам за эту память.

5 мая 2010 г. в Воронеже у мемориала Славы торжественно открылся памятник герою Советского Союза генералу Александру Лизюкову и семи неизвестным воинам.

http://s39.radikal.ru/i084/1010/72/998a786c2a66.jpg

Памятную скульптурную композицию - гранитную плиту с бронзовым горельефом Александра Лизюкова и семью стелами в честь неизвестных солдат - создала творческая группа, куда вошли скульптор Александр Мельниченко, архитектор Роман Купавцев и художник Евгений Барсуков. Этот проект был признан лучшим среди представленных на конкурс, организованный городской администрацией.

0

38

ул. Карла Маркса, 72

Самуил Яковлевич Маршак (1887-1964) родился в слободе Чижовка (теперь она входит в черту г. Воронежа). В своей автобиографической книге "В начале жизни" он писал: "Конец восьмидесятых годов. Город Воронеж, природная слобода Чижовка, мыловаренный завод братьев Михайловых. При заводе, на котором работал отец, - дом, где я родился".

Чижовка - подбережная часть Воронежа. Узкие улочки сбегают вниз к реке. Маленькие домики, окруженные палисадниками. И частые пожары. "Первое воспоминание детства - пожар во дворе. Раннее утро, мать торопливо одевает меня. Занавески на окнах краснеют от полыхающего зарева. Должно быть, это впечатление первых лет моей жизни и было причиной того, что в моих сказках для детей так много места уделено огню". В произведениях "Кошкин дом", "Пожар", "Рассказ о неизвестном герое" мы найдем отзвуки детских впечатлений.

Еще одно яркое впечатление - концерт духового оркестра в Городском саду (ныне Первомайском). Коляска, в которой ехал мальчик со своими родителями, катилась мимо Кольцовского сквера, белокаменной пожарной каланчи на Большой Дворянской (ныне Пр. Революции), мимо Дома губернатора (ныне Пр. Революции, 22), мимо здания Комиссариатской комиссии (ныне Пр. Революции, 18), окруженного ажурной решеткой. Через широкие каменные ворота они вошли в городской сад, где поднималось светлое здание летнего театра, на сцене которого выступали многие знаменитые актеры. Недалеко от главной аллеи в беседке размещался духовой оркестр. "У меня дух захватило, - вспоминал С.Я. Маршак, -когда я впервые услышал медные и серебряные голоса оркестра. Весь мир преобразился от этих мерных и властных звуков".

Годы, проведенные в Воронеже, по мнению поэта, были самыми счастливыми в его жизни и в жизни его семьи. Но осенью 1893 г. отец поэта поссорился с хозяевами завода и уехал из Воронежа. Какое-то время С.Я. Маршак с братом и сестрой жили у дедушки с бабушкой на Украине, а в 1896 г. снова вернулись в Воронежскую губернию, но на этот раз в г. Острогожск.

Возвратился С. Я. Маршак в Воронеж в 1915 г., чтобы по законам того времени быть призванным на фронт по месту рождения. Поселяется он у своего дяди, знаменитого воронежского дантиста М. Б. Гительсона на Садовой улице. Дом сохранился по адресу ул. К. Маркса, 72.

http://s55.radikal.ru/i148/1010/51/5fdac183237f.jpg

Дом Маршака внесен в реестр памятников архитектуры регионального значения.

В 1982 г. на доме была установлена мемориальная доска.

http://s39.radikal.ru/i083/1010/df/391a4a0a44d1.jpg

На барельефе мемориальной доски герои произведений С.Я. Маршака.

"В армию меня не взяли из-за слабости зрения, но я надолго задержался в Воронеже, куда в начале 1915 года поехал призываться. Здесь я с головою ушел в работу, в которую постепенно и незаметно втянула меня сама жизнь. Дело в том, что в Воронежскую губернию царское правительство переселило в это время множество жителей прифронтовой полосы, преимущественно из беднейших еврейских местечек. Судьба этих беженцев всецело зависела от добровольной общественной помощи. Помню одно из воронежских зданий, в котором разместилось целое местечко. Здесь нары были домами, а проходы между ними - улочками. Казалось, будто с места на место перенесли муравейник со всеми его обитателями. Моя работа заключалась в помощи детям переселенцев." (С. Маршак "О себе")

Кроме этого, осенью 1916 г. он поступает на работу в контору Трубочного завода переводчиком. В октябре 1915 г. и в марте 1916 г. он публикует свои переводы стихов В. Блейка и английских баллад. В начале 1917 г. Маршак уехал в Петроград.

В последний раз Самуил Яковлевич приезжал в Воронеж в середине 30-х годов XX века по приглашению воронежских пионеров, которые решили принять в почетные пионеры своего знаменитого земляка, замечательного детского поэта. Поселяется С.Я. Маршак у своего дяди Я.Б. Гиттельсона в одноэтажном доме на ул. К. Маркса (дом был разрушен во время Великой Отечественной войны). Погостил Маршак недолго. Но память о родном городе сохранил на всю жизнь.

Столько дней прошло с малолетства,
Что его вспоминаешь с трудом.
И стоит вдалеке моё детство,
Как с закрытыми ставнями дом.

В этом доме все живы-здоровы -
Те, которых давно уже нет.
И висячая лампа в столовой
Льёт по-прежнему тёплый свет.

В поздний час все домашние в сборе -
Братья, сестры, отец и мать.
И так жаль, что приходится вскоре,
Распрощавшись, ложиться спать.

0

39

А. Платонов

http://s59.radikal.ru/i165/1010/25/5df010818dfa.jpg

Андрей Платонов (настоящее имя Андрей Платонович Климентов) родился 28 (16) августа 1899 года в Воронеже, в семье железнодорожного слесаря Платона Фирсовича Климентова.

В 1906 г. поступил в церковно-приходской школе, с 1909 г. учился в городской 4-х классной школе. В 1914 г. вынужден был оставить учебу и пойти работать. До 1917 г. сменил несколько профессий: был подсобным рабочим, литейщиком, слесарем и т.п., о чем написал в ранних рассказах "Очередной" (1918) и "Серега и я" (1921). По словам Платонова, "жизнь сразу превратила меня из ребенка во взрослого человека, лишая юности".

В 1918 г. Платонов поступил в Воронежский железнодорожный политехникум, реализовав проявившийся в нем с детства интерес к машинам и механизмам.

Участвовал в гражданской войне в качестве фронтового корреспондента. С 1919 публиковал свои произведения, сотрудничая с несколькими газетами как поэт, публицист и критик. Летом 1919 г. был мобилизован в РККА. Работал до осени на паровозе для военных перевозок в качестве помощника машиниста; затем был переведен в Часть Особого Назначения (ЧОН) в железнодорожный отряд рядовым стрелком (об этом просил добровольно). Дважды участвовал в бою с частями генерала Шкуро под Воронежем.

В 1920 годах сменил свою фамилию с Климентов на Платонов (псевдоним образован от имени отца писателя), а также вступил в РКП(б), но уже через год по собственному желанию вышел из партии.

В 1921 г. написал брошюру "Электрофикация" и по окончании техникума (1921) называл электротехнику своей основной специальностью.

С 12 лет Платонов писал стихи. В 1918 в журнале «Железный путь» начали публиковаться стихотворения Платонова ("Ночь", "Тоска" и др.), вышел его рассказ "Очередной", а также очерки, статьи и рецензии. С этого времени Платонов становится одним из самых заметных литераторов Воронежа, активно выступает в периодике, в том числе под псевдонимами (Елп. Баклажанов, А. Фирсов и др). Книга стихов Платонова "Голубая глубина" (1922, Воронеж) получила положительную оценку В. Брюсова. Однако в это время, под впечатлением от засухи 1921 г., приведшей к массовому голоду среди крестьян, Платонов решил переменить род деятельности. В автобиографии 1924 г. он писал: "Будучи техником, я не мог уже заниматься созерцательным делом - литературой". В 1922-1926 г.г. Платонов работал в Воронежском губернском земельном отделе, занимаясь мелиорацией и электрификацией сельского хозяйства.

В 1926 г. Платонов был отозван на работу в Москву в Наркомзем. Был направлен на инженерно-административную работу в Тамбов. Вскоре Платонов вернулся в Москву и, оставив службу в Наркомземе, стал профессиональным литератором.

Постепенно отношение Платонова к революционным преобразованиям меняется до их непринятия. Некоторое время Платонов был членом литературной группы "Перевал". Членство в "Перевале", а также публикация в 1929 г. рассказа "Усомнившийся Макар" вызвали волну критики в адрес Платонова. В том же году получил резко отрицательную оценку А. М. Горького и был запрещен к печати роман Платонова "Чевенгур" (1926-1929, опубл. в 1972 г. во Франции, в 1988 г. в СССР).

В 1931 году опубликованное произведение "Впрок" вызвало резкое осуждение А. А. Фадеева и И. В. Сталина. После этого Платонова практически перестают печатать. Повести "Котлован", "Ювенильное море", роман "Чевенгур" смогли увидеть свет только в конце 1980-х годов и получили мировое признание.

В 1931-1935 годах Андрей Платонов работает инженером в Наркомате тяжелой промышленности, но продолжает писать (пьеса "Высокое напряжение", повесть "Ювенильное море"). В 1934 году писатель вместе с группой коллег едет в Туркмению. После этой поездки появились повесть "Джан", рассказ "Такыр", статья "О первой социалистической трагедии" и др.

В 1936-1941 годах Платонов выступает в печати в основном в качестве литературного критика. Под разными псевдонимами он печатается в журналах "Литературный критик", "Литературное обозрение" и др. Работает над романом "Путешествие из Москвы в Петербург" (рукопись его была утеряна в начале войны), пишет детские пьесы "Избушка бабушки", "Добрый Тит", "Неродная дочь".

В 1937 году была издана его повесть "Река Потудань". В мае этого же года арестован его 15-летний сын Платон, вернувшийся после хлопот друзей Платонова из заключения осенью 1940 года неизлечимо больным туберкулезом. В январе 1943 года он умер.

С началом Великой Отечественной войны писатель с семьей эвакуируется в Уфу, где выходит сборник его военных рассказов "Под небесами Родины". В 1942 году он добровольцем уходит на фронт рядовым, но вскоре становится военным журналистом, фронтовым корреспондентом "Красной звезды". Несмотря на заболевание туберкулезом Платонов не оставляет службу вплоть до 1946 года. В это время в печати появляются его военные рассказы: "Броня", "Одухотворенные люди" (1942), "Смерти нет!" (1943), "Афродита" (1944), "В сторону заката солнца" (1945) и др.

За напечатанный в конце 1946 года рассказ Платонова - "Возвращение" (первоначальное название "Семья Иванова"), писатель в следующем году подвергся новым нападкам критики и был обвинен в клевете на советский строй. После этого возможность печатать свои произведения была для Платонова закрыта.

В конце 1940-х годов, лишенный возможности зарабатывать на жизнь сочинительством, Платонов занимается литературной обработкой русских и башкирских сказок, которые печатаются в детских журналах.

Платонов умер 5 января 1951 года в Москве от туберкулеза, которым заразился, ухаживая за сыном.

В 1954 году была издана его книга "Волшебное кольцо и другие сказки". С хрущевской "оттепелью" начали издаваться другие его книги (основые произведения стали известны только в 1980-х). Однако, все публикации Платонова в советский период сопровождались значительными цензурными ограничениями.

Некоторые произведения Андрея Платонова были обнаружены только в 1990-е годы (например, написанный в 30-е годы роман "Счастливая Москва").

0

40

Пятницкий М. Е.

http://s53.radikal.ru/i141/1010/c7/79c1b4ca8733.jpg

Митрофан Пятницкий появился на свет в 1864 году в селе Александровка Воронежской губернии, в семье дьячка Ефима Петровича Пятницкого, где помимо Митрофана было еще одиннадцать детей. Музыку мальчик любил с детства. Его отец был одним из лучших певчих в церкви, и сын как зачарованный слушал духовные песнопения, часами без устали простаивая в маленьком сельском храме. Из чего родители сделали неверный вывод, что их отрок – прирожденный служитель культа, уже с детства истово религиозный, ибо казалось, будто он всей душой предается молитве.
После приходской школы Митрофана отдали в духовное училище при Воронежской семинарии, но изучение Евангелия и Закона Божьего оказалось ему совершенно неинтересно, да и сама атмосфера строгости, царившая в семинарии, действовала угнетающе на душу нежного, чувствительного мальчика. А закончилось обучение и вовсе печально… Украдкой Митрофан Пятницкий купил на рынке сборник народных песен и разучивал их вечерами. На него донесли. Смотритель училища, отец Иоанн, сборник изъял, изучил и преисполнился праведным гневом против нерадивого ученика, вместо псалмов распевавшего "кабацкие" песни. Когда Митрофану пришла пора уезжать домой на каникулы, отец Иоанн дал ему с собой незапечатанное письмо к его отцу, Ефиму Петровичу, в котором советовал диакону провести с сыном воспитательную беседу, а лучше – как следует выпороть.
Для ребенка это стало настоящим шоком: его прежде никогда не пороли, но он был уверен, что отец последует совету смотрителя училища. Какое-то время мальчик скрывал письмо, но постоянное чувство тревоги доводило его до безумия и привело к тому, что летом 1876 года у двенадцатилетнего Митрофана случился первый нервный срыв, сопровождавшийся припадком и лихорадкой, которую в те времена характеризовали как "мозговую горячку". Когда мальчик поправился, он все-таки показал отцу письмо и в слезах умолял не отправлять его снова в семинарию. Тот сына пожалел и разрешил остаться дома.
Повзрослев, Митрофан Пятницкий устроился писарем в контрольной палате в Воронеже, потом изучил бухгалтерское дело и поступил экономом в то самое духовное училище, куда когда-то так боялся вернуться. И даже подружился со своим гонителем отцом Иоанном. Вечерами они чаевничали и много беседовали – преимущественно о музыке. Митрофан Пятницкий музыкой был буквально одержим. Один раз услышав итальянскую оперу – выступление певцов из какой-то затрапезной труппы, гастролировавшей по ярмаркам малых городов России, – он возмечтал сам петь "как итальянцы". Отец Иоанн долго отговаривал его, рекомендуя удовлетвориться в жизни тем надежным и хлебным местом, которое у него было. Но в конце концов помог Пятницкому найти учителя пения, помог и денег собрать. Митрофан начал учиться, "ставил голос". Он преуспел в учебе настолько, что весной 1896 года ему удалось добиться практически невозможного: его прослушали в Московской консерватории и согласились принять невзирая на возраст и отсутствие должной подготовительной школы.

Занятия должны были начаться осенью, а на лето Митрофан, окрыленный мечтами о будущем, вернулся в Воронеж. И тут его настиг рок в образе молоденькой мещаночки по имени Валентина: фамилию ее история не сохранила. Валентину соблазнил какой-то заезжий франт и бросил. Осознав свой позор, девушка пыталась утопиться, но свидетелем этого оказался проходивший мимо Митрофан Пятницкий. Он прыгнул в реку следом за ней, вытащил, вернул к жизни и… влюбился. Это была первая его любовь – в тридцать два года.
Вернуться к родителям Валентина не могла. Пятницкий благородно взял на себя все заботы о ней: снял квартирку, полностью обеспечил и даже посватался. Родители были только счастливы отдать беспутную дочь замуж за такого хорошего человека. Да и Валентина, похоже, испытывала какие-то теплые чувства к своему спасителю. Но буквально за неделю до назначенного венчания в Воронеж вернулся соблазнитель девушки и, увидев Валентину счастливой невестой другого, пожелал вернуть ее расположение. И Валентина ушла к нему. Они уехали вместе, а Пятницкий остался, потрясенный, на грани безумия.
Вместо того чтобы ехать в Москву в консерваторию, он вернулся в родную деревню и несколько месяцев прятался от людей в сарае, не желал ни с кем разговаривать, не желал выходить. В конце концов его вывели насильно – когда уже окончательно ослабел от голода. В смирительной рубашке доставили в Воронеж, в лечебницу для душевнобольных. И опять на помощь пришел отец Иоанн: через своих знакомых он нашел для Пятницкого место в самой лучшей, знаменитой и передовой московской лечебнице для душевнобольных, выстроенной Морозовыми. В этой лечебнице применялись новаторские методы лечения, разработанные профессором медицины Сергеем Корсаковым: никаких смирительных рубашек, но всяческое отвлечение от недуга – работой, культурными развлечениями.
Лечение помогло. Где-то через два с половиной года Пятницкий снова смог общаться с людьми, хотя до конца своей жизни казался окружающим патологически застенчивым человеком. На самом деле он все еще боялся общаться и пересиливал себя. А еще он очень боялся надолго расставаться с лечебницей и лечащим врачом. В лечебнице "вошли в положение" и оставили Пятницкого у себя работать письмоводителем с тридцатью рублями оклада и готовой квартирой. Прямо в здании сумасшедшего дома.

Митрофан Пятницкий был верен идее стать профессиональным певцом, но учиться в консерваторию его уже не взяли. Однажды он набрался смелости и добился аудиенции у Федора Ивановича Шаляпина. Именно великий певец подал Пятницкому самый важный совет в его жизни: оставить попытки петь и подражать итальянцам, а заняться лучше тем, к чему наиболее лежит его душа – собиранием русских песен. Шаляпин привел Пятницкого на заседание музыкально-этнографической комиссии при университетском обществе естествознания, антропологии и этнографии. Очень скоро Пятницкий стал здесь своим, все уважали его знание народных песен и способность исполнить их в самых разных вариациях.
С 1903 года Митрофан Ефимович стал действительным членом комиссии. Ездил по деревням, собирал песни. В 1904 году издал тоненькую книжечку "12 песен Воронежской губернии Бобровского уезда". И она принесла ему неожиданную известность. Доходы Пятницкого возрастали, вскоре он уже смог купить себе фонограф, чтобы делать записи народных песен. После второй книги – "Жемчужины старинной песни Великой Руси" – у Пятницкого появились поклонники и друзья.
В 1910 году Пятницкий встретил свою "музу" – семидесятилетнюю крестьянку Аринушку Колобаеву, обладавшую великолепным голосом и знавшую огромное количество песен. Она выступала с двумя своими дочерьми и внучкой Матреной. Молоденькая солдатка Матрена стала второй и последней любовью Митрофана Пятницкого. К сожалению, она не ответила взаимностью на его чувство, но и не обидела его так сильно, как когда-то Валентина. Неразделенная любовь к ней не стала для впечатлительного фольклориста трагедией, а осталась светлой и вдохновляющей.
Постепенно набрались и другие певцы из крестьян, и в феврале 1911 года состоялись первые два концерта крестьянского хора. Выступали на Малой сцене Дворянского собрания (ныне Дома союзов) . Успех пришел сразу. Сам Митрофан Ефимович утверждал, будто концерты проводятся даже без предварительных спевок. На вопрос корреспондента "Московского листка", репетирует ли Пятницкий с крестьянами, он ответил: "Ничего подобного. В том-то и вся прелесть народной песни, что певцы исполняют ее, "как умеют". Я делаю им только два указания: потише и погромче. Я их только об одном прошу: пойте, как у себя на завалинке и в хороводе поете". Хористы Пятницкого называли себя "певческой артелью": съехались из своих деревень, спели несколько раз для столичной публики, получили гонорар и разъехались.
Песни "как на завалинке" завоевывали все больше поклонников. Почти каждый концерт хора Пятницкого сопровождался хвалебным отзывом в прессе.

В 1914 году хор постигла катастрофа: умерла Аринушка Колобаева. Не успели оплакать смерть солистки – началась война, многих хористов забрали в действующую армиюю. Однако Пятницкий не сдавался. Он перетягивал уцелевших хористов в Москву, устраивал их на работу, а вечерами репетировал.
Грянула революция. Многие "народные" хоры эмигрировали за границу вслед за своими слушателями. Пятницкий уезжать не хотел. Но хор распался совсем, хористы разбрелись по России, оказались по разные стороны баррикад. Пятницкий выжидал, когда окружающий мир придет в относительное равновесие, и в 1919 году снова взялся за формирование хора: объединил вокруг себя исполнителей и знатоков народных песен, переселившихся в Москву из отдаленных сел и деревень.
Кого только не было в возрожденном хоре Пятницкого! Работницы и рабочие, дворники и сторожа – певцы-самородки, не имевшие музыкального образования, но обладавшие отличным слухом, вокальными данными и музыкальной памятью. Репетировали прямо на квартире Пятницкого, многим он бесплатно давал уроки вокала. Ему даже удалось выправить бронь от призыва в Красную армию для некоторых самых талантливых хористов.
Хористы, их было уже около 30, часто выступали перед бойцами Красной Армии, в рабочих поселках, деревнях и селах.
Частенько Пятницкий из собственного кармана выплачивал своим хористам деньги за выступления. Только в 1923 году советская власть выделила хору помещение для репетиций, оказала материальную помощь. А через два года Митрофан Ефимович получил звание Заслуженного артиста республики. Но эта поддержка пришла слишком поздно. Пятницкий был уже тяжело болен.
Умер Митрофан Ефимович 21 января 1927 года, в возрасте 63-х лет. Хор он передал племяннику, тоже фольклористу – П. Казьмину. Известны слова Пятницкого, обращенные перед смертью к своему приемнику: "Прошу только, не пойте в ресторанах, песня-то народная... Ну, а если станете там петь, не связывайте мое имя с хором".

0